В правительстве разрабатываются поправки в законодательство, касающиеся формирования и внедрения механизма публичного технологического и ценового аудита естественных монополий. Как рассказали в Открытом правительстве, по планам все документальные результаты аудиторских проверок госмонополий будут публиковаться в открытом доступе, пишут “Известия”.
11 февраля министр Михаил Абызов, отвечающий за работу Открытого правительства, провел совещание по раскрытию информации об аудите госмонополий, проверки которых проводит Счетная палата. Для реализации этой идеи разрабатывается законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части раскрытия информации и информатизации регуляторных процессов в сферах естественных монополий и иных регулируемых сферах» и «О внесении изменений в ФЗ «О естественных монополиях».
— Технический и ценовой аудит дает возможность рассмотреть различные варианты технологических и стоимостных решений реализации инвестиционных проектов, насколько они соответствуют применяемым современным технологиям и заданным эксплуатационным характеристикам, с одной стороны, — рассказал «Известиям» Михаил Абызов. — С другой — насколько обоснованны расходы. И даже если обоснованность сметы будет подтверждена, техаудит может выявить резервы сокращения расходов и существенно оптимизировать затраты. На заключение независимого консультанта можно положиться — за результат аудита компания отвечает своей международной репутацией и несет материальную ответственность.
Один из правительственных экспертов рассказал «Известиям», что для каждого крупного инвестиционного проекта естественной монополии будет формироваться свой общественный совет в зависимости от отраслевой принадлежности.
— Для обсуждения стратегии развития объекта и мер по ликвидации нарушений при каждом мегаобъекте будет создан общественный комитет. Такие комитеты будут формироваться из представителей общественных организаций, экологов, членов обществ по защите потребительских прав, — рассказал член Экспертного совета при правительстве РФ Александр Брагин.
Сейчас проект концепции внедрения технического и ценового аудита согласовывается на площадке Открытого правительства, а первый опыт анализа крупных инвестпрограмм уже реализуется в трех мегапроектах — строительство ЦКАД, расширение БАМ и Транссибирской магистрали.
Эксперты в области борьбы с коррупцией достаточно скептически восприняли идеи Открытого правительства и не считают, что вводимая система аудита позволит резко оптимизировать расходы госмонополий.
— Успех этой инициативы под вопросом, поскольку здесь не исключается человеческий фактор, а, наоборот, усиливается его значение. Для эффективной борьбы с коррупцией необходимо максимальное исключение участия человека из финансово-экономической деятельности в любых ее проявлениях, — считает руководитель аппарата ОО «Комитет по борьбе с коррупцией» Михаил Змеенков. — Есть опасение, что вмешательство независимых экспертов, оптимизаторов и аудиторов просто усложнит схему. И всё предприятие может иметь успех лишь в том случае, если стороны не смогут достигнуть определенных договоренностей, что, как вы понимаете, несистемно и не может быть целью данной меры.
Начальник управления общественных коммуникаций ОАО «Транснефть» Игорь Демин считает, что общество в праве получать всю информацию о деятельности естественных монополий.
— Ничего плохого в этой мере мы не видим. Напротив, это может помочь донести до народа какую-то информацию и снять недоверие. Конечно, такая проверка повлечет за собой определенные расходы для нашей компании, но их стоимость оправданна. Недавно по результатам аудиторской проверки трех проектов из инвестпрограммы мы выяснили, что наши контрактные расценки совпадают с экспертными или даже чуть занижены, — рассказал Демин. — В одном из проектов у нас даже не состоялся один из конкурсов, потому-что сумма контракта не устроила никого из желающих. А несовпадений нашего мнения с мнением экспертов мы не боимся, поскольку есть рынок, есть условия работы — они едины для всех.
Игорь Демин заметил, что появление независимых экспертов поможет и самим компаниям защитить свои интересы.
— Негативный фон формируют частные ситуации, как, например, с Навальным, который похитил документы по аудиторским проверкам компании и подал информацию искаженной. Или случай, произошедший весной прошлого года с депутатами СР, которые в количестве 30 человек пожаловались в СК на завышение нами цен за опоры на нефтепроводе, — считает Демин. — И только после того, когда разразился скандал, они решились спросить, почему мы выбрали эти опоры, а не те, что предлагал нам один из парламентариев этой фракции. Если бы тогда было мнение независимых экспертов, то, вероятно, нам удалось бы объяснить, почему за хорошее качество иногда можно заплатить больше. Так что хоть эти проверки и портят нервы сотрудников и расходуют деньги компании, но они полезны и нужны.
Согласно реестру субъектов естественных монополий, который ведет федеральная служба по тарифам, в России насчитывается сотни федеральных и региональных госмонополий. В первую очередь эти компании занимаются водоснабжением и коммунальной инфраструктурой, транспортными услугами, транспортировкой газа, работают в топливно-энергетическом комплексе и в области связи.
|