Главная » 2018»Июнь»27 » Запуск «Северного потока — 2» увеличивает риск вторжения на Украину?
23:47
Запуск «Северного потока — 2» увеличивает риск вторжения на Украину?
Постсоветское пространство имеет для России особое значение, а в первую очередь ее интересует Украина, по территории которой проходит один из основных маршрутов поставки российского газа в Европу. Москва хочет лишить наших восточных соседей роли транзитного государства, запустив вызывающий много споров газопровод «Северный поток — 2». Стремясь к своей цели, она продолжает дестабилизировать ситуацию на Днепре и пытается подорвать репутацию Киева. Украинцы опасаются, что это приведет к дальнейшей эскалации напряженности на востоке их страны.
Вот уже четыре года пророссийские сепаратисты ведут в Донбассе бои с украинской армией. Столкновения продолжаются, однако, тему присутствия российских войск на востоке Украины почти перестали обсуждать. Между тем, позиции украинских сил каждый день подвергаются обстрелам, гибнут не только военнослужащие, но и мирные жители. Конфликт в Донбассе постепенно переходит в замороженную стадию. Кремль всегда очень умело использовал замороженные конфликты (в Нагорном Карабахе, Приднестровье) и управлял при помощи них геополитической ситуацией.
<
Нестабильность на востоке Украины нужна россиянам для того, чтобы подорвать доверие западных партнеров к Киеву в том числе в контексте энергетики и поставок газа в Европу. Доказывая необходимость строительства второй ветки газопровода «Северный поток», российская сторона указывает на то, что экономическая и политическая ситуация на Днепре остается нестабильной, поэтому россияне регулярно обвиняют Киев в похищении сырья, предназначенного для заграничных покупателей. С этой целью они, например, снижали давление в транзитном газопроводе, чтобы украинцам пришлось использовать собственные резервы и направлять их в Европу. Все это — элементы более широкой стратегии России в отношении Украины.
«Северный поток — 2» — угроза для Украины
В беседе с нашим порталом директор отдела внешнеторговых связей компании «Укртрансгаз» (оператор украинских газотранспортных сетей) Людмила Нестеренко подчеркнула, что транзит важен для Киева не только потому, что он обеспечивает около 3% ВВП. «Если Украина лишится роли транзитного государства, возрастет риск вторжения России в нашу страну», — отметила она.
<Следует обратить внимание, что в подобном тоне высказывался в интервью телеканалу «Дойче Велле» глава концерна «Нафтогаз» Андрей Коболев. «Россия хочет отказаться от транзита через украинскую территорию по простой причине: сейчас масштабная военная операция обойдется Москве слишком дорого, поскольку из-за войны могут возникнуть проблемы с поставками газа в Западную Европу, а это станет ударом как по престижу, так и по финансам России», — заявил он.
В Польше тоже звучали мнения, что строительство газопровода «Северный поток — 2» и лишение Украины транзита негативно отразится на безопасности нашего восточного соседа. В середине февраля представитель правительства Польши по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский (Piotr Naimski) говорил, что лишение Украины транзитного статуса опасно потому, что «она превратится в государство, которое не играет важной роли в экономических отношениях России с Европой. В результате Москва начнет активнее вмешиваться в украинскую внутреннюю политику». В свою очередь, министр иностранных дел Яцек Чапутович (Jacek Czaputowicz) заявил, что строительство газопровода «Северный поток — 2» будет означать легитимизацию действий России на Украине, а это представляет угрозу, в том числе для польской безопасности.
Россия ведет игру с Европой
Тема проекта «Северный поток — 2» стала одним из элементов игры, которую ведет с Европой Россия. Российская внешняя политика на этом направлении доказала свою эффективность. Можно сказать, что ЕС выступает здесь в роли героя греческой трагедии, который пытается сделать выбор между ценностями и выгодой, а россияне «дергают за ниточки». Страны Центральной и Восточной Европы, которые помнят, как Газпром устраивал газовые кризисы и злоупотреблял своей доминирующей позицией на рынке, знают, что новый газопровод — это политический проект, цель которого — лишить Украину транзита и увеличить зависимость нашей части континента от российского газа.
В свою очередь, Германия уверяла, что «Северный поток — 2» — это экономический, а не политический проект. В своем недавнем интервью газете «Хандельсблат» президент Петр Порошенко советовал немцам отказаться от строительства этого газопровода и прилагал им заняться проектом модернизации украинской газотранспортной сети. Одновременно он подчеркнул, что «Северный поток — 2» — это «политическая взятка», которую россияне предлагают Германии взамен за ее лояльность.
Cпустя несколько дней на пресс-конференции с украинским лидером Ангела Меркель сообщила, что она затронула тему «Северного потока — 2» в ходе своего телефонного разговора с Владимиром Путиным. Любопытно, что канцлер впервые отметила, что с проектом связаны не только экономические, но и политические соображения. Кроме того, она добавила, что реализация проекта «невозможна без определения будущего украинского транзита».
Газпром лукавит
Судя по всему, проект все же будет претворен в жизнь, о чем мы уже подробно писали на страницах нашего издания. Интересно, что, как заявляет «Газпром», он никогда не собирался отказываться от транзита через Украину. «Мы никогда не ставили вопрос об отказе от украинского транзита, но российская ресурсная база смещается на север, и в центральном газотранспортном коридоре просто не будет ресурсов в прежних объемах», — сообщил глава Газпрома Алексей Миллер.
Следует, однако, напомнить, что в 2014 году он говорил, что компания обеспечит необходимый объем поставок на Украину, однако, транзит в Европу пойдет по альтернативным маршрутам. «Роль Украины как транзитной страны будет сведена к нулю», — говорил Миллер четыре года назад. Так что, утверждая, будто они никогда не планировали лишить Украину транзита, россияне лукавят.
Даже транзит на уровне 10 — 15 миллиардов кубометров в год станет для украинских газопроводов смертельным ударом. В 2017 году объем транзита через территорию Украины составил 93,5 миллиарда кубометров, в 1991 — 2008 году держался на уровне около 100 миллиардов кубометров, а в 1998 году достиг рекордной отметки в 142,5 миллиарда кубометров. В целом пропускная способность украинской газотранспортной системы составляет 288 миллиардов кубометров на входе и 178,5 миллиардов кубометров на выходе (в страны Европы Украина может прокачать 142,5 миллиарда кубометров газа в год).
На предложение Газпрома отреагировал украинский министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик, который заявил, что Киеву невыгодно соглашаться на транзит в объеме 10 — 15 миллиардов кубометров в год. «В таких обстоятельствах нам нужно будет еще вкладывать свои средства, чтобы прокачивать этот объем газа», — заявил он. По мнению Насалика, экономически выгодным транзит будет только при годовом объеме не менее 40 миллиардов кубометров. «При объеме транзита около 40 миллиардов кубометров — экономические показатели такие же, как у „Северного потока". При увеличении объема свыше 40 миллиардов — транспортировка через ГТС Украины экономически выгоднее, чем через „Северный поток". Если европейцы руководствуются только экономикой, о чем говорится, то проект украинской ГТС экономичнее», — объяснил также он.
Следует, однако, отметить, что шансы сохранить объем транзита появятся в том случае, если украинцам удастся найти иностранного партнера для управления своей газотранспортной системой. «Если Украина хочет сохранить роль транзитного государства, ей нужно найти оператора транспортной системы, пользующегося хорошей репутацией. Сейчас законы позволяют выделить иностранной компании 49% акций нового оператора газотранспортной системы», — говорит Людмила Нестеренко.
Необходимы реформы
В этом контексте Нестеренко напомнила о начатом на Украине реформировании газового сектора и заинтересованности иностранных компаний в сотрудничестве с Укртрансгазом и Нафтогазом. Свои представительства на Днепре открыли «Энжи» (Engie), «Трафигура» (Trafigura), «Трейлстоун» (Trailstone), «Акспо» (Axpo). Шансы на газовое сотрудничество с украинцами видит также Польский нефтегазовый концерн (PGNiG), который неоднократно сообщал о планах увеличения объема поставок, которые можно будет претворить в жизнь после появления газовой перемычки между Польшей и Украиной. В первую очередь, однако, иностранные партнеры нужны Киеву для того, чтобы сохранить роль транзитного государства, через территорию которого российский газ поступает в Европу.
В начале апреля прошлого года Нафтогаз, Укртрансгаз, итальянская компания «Снам» (Snam) и словацкая «Юстрим» (Eustream) подписали меморандум о совместной оценке возможностей сотрудничества в использовании и развитии газотранспортной системы. Этот документ призван обеспечить «стабильность транспортировки природного газа Украиной в соответствии со стандартами европейских рынков, безопасного и эффективного использования ГТС Украины, а также прозрачного и недискриминационного доступа к ней третьих лиц в соответствии с действующим законодательством». Появление новых партнеров и развитие сотрудничества с существующими будет, по всей видимости, зависеть от того, насколько быстро удастся Киеву реформировать энергетический сектор. Пока этот процесс продвигается медленнее, чем хотелось бы западным компаниям.
Украине нужна поддержка Запада
Заинтересованность и поддержка Запада нужны Украине не только для того, чтобы провести необходимые реформы, но и для того, чтобы продвинуться на пути евроатлантической интеграции. Если интерес западных стран к украинскому государству будет снижаться, его начнет проявлять Россия. Возможно, украинские опасения имеют под собой основание. Политика Кремля бывает непредсказуемой, а заявления российских политиков зачастую быстро утрачивают актуальность. В этом контексте можно вспомнить, что 4 марта 2014 года Владимир Путин решительно отрицал, что Россия планирует аннексировать Крым, а спустя две недели подписал закон о вхождении полуострова в состав РФ.
Россияне умеют виртуозно использовать замороженные конфликты. Если в Приднестровье или Абхазии Москве удалось добиться успеха, то в случае аннексии Крыма и военных действий в Донбассе своих целей она не достигла. Судя по всему, когда Путин принимал решение об оккупации и аннексии Крыма, он надеялся, что спустя несколько месяцев Украина исчезнет с карты мира и станет совершенно иным образованием с точки зрения международного права. Этого, однако, не произошло. Управляя замороженным конфликтом в Донбассе, Россия может влиять на расклад сил в регионе. Когда она решит, что ее интересам что-то угрожает, или сочтет, что наступил подходящий момент, она сможет его «разморозить» (хотя официально, противореча фактам, Москва уверяет, что она не выступает стороной конфликта на востоке Украины).
Слабость Украины — сила России
Как писал поэт Федор Тютчев, «умом Россию не понять». Москва будет заявлять о своим имперских амбициях при каждом удобном случае и в разных сферах: как в военной, так и в энергетической. Сила России заключается в слабости и разобщенности тех, кто садится с ней за стол переговоров, и поэтому так важно, чтобы Евросоюз сохранял решимость и солидарность в таких важных для Украины областях, как энергетика. Представляется, что это единственный верный ответ на российскую угрозу. Члены ЕС (за некоторыми исключениями) смогли согласованно отреагировать на отравление Сергея Скрипаля и выдворить российских дипломатов, теперь им следует выступить единым фронтом в отношении Украины, поддержав ее не только на словах, но и на деле.
Стать сильной России позволит лишь слабость Украины, поэтому, помогая Киеву, Европа может ослабить российского медведя. Если европейцы не окажут украинцам поддержки, конфликт на Донбассе может вспыхнуть вновь и, вполне возможно, вылиться в широкомасштабные боевые действия.