$IMAGE1-left$ У Киева есть «план Б» на случай запуска газопровода «Северный поток — 2» в обход Украины, заявил коммерческий директор украинского «Нафтогаза» Юрий Витренко. По его словам, компания подала в арбитраж иск на $12 млрд, чтобы компенсировать ущерб, который якобы будет причинен запуском газопровода.
Я думаю, что это несостоятельный план, жест отчаяния, некая уверенность в том, что европейцы будут поддерживать Украину за счет России, то есть дадут ей средства за наш счет. Понятно, что никакой суд не поддержит такую инициативу. Следуя этой логике, Россия должна потребовать от Евросоюза деньги за то, что они закупают сжиженный природный газ из других источников: раз мы исторически были единственным поставщиком газа в Европу, а теперь СПГ приплывает из Катара, например, а раньше такого не было, то давайте Катар засудим, или вы нам деньги платите.
Конечно, это абсурдная история. Контракт с Украиной заканчивается 31 декабря 2019 года, и больше Россия ничего не должна Украине, ведь никакого контракта нет, а иск этот обречен на провал. Украинская сторона пытается таким образом привлечь внимание к своей истории с транзитом, а также пытается укрепить переговорные позиции перед трехсторонней встречей Россия, ЕС, Украина, на которой должны будут выработать условия нового контракта на прокачку газа через Украину после 2019 года.
Чтобы сохранить какой-то объем транзита, Украина, во-первых, должна предоставить рыночные тарифы, такие же, как в Польше, Венгрии или других европейских странах, то есть ставки по транзиту должны быть конкурентными, нормальными, человеческими. Они не должны завышать ставки в три раза, пытаясь взять с России как можно больше денег.
Во-вторых, они должны отказаться от пункта «качай или плати». То есть если в Европе есть дополнительный спрос на газ, а другие трубы перегружены, то мы его поставляем через Украину, а если высокого спроса нет, то через Украину не качаем и ничего не платим. Прокачал, заплатил, а если нет, то и денег платить не надо. Я думаю, что Россия будет настаивать на отмене этого пункта.
Если все это будет выполнено, Россия сможет нормально сотрудничать с Украиной в этой сфере и обеспечивать объемы транзита газа вплоть до 30 млрд кубометров в год.
|